«СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ ГОРОДА АЛАТЫРЯ»
20 февраля в Центре современного искусства ЧГХМ открылась выставка «Современные художники города Алатыря».
На протяжении своего исторического развития Алатырский край с центром в г. Алатырь взрастил плеяду талантливых имен, оставивших заметный след во многих областях науки, культуры, медицины, просвещения нашего многонационального государства. Среди них немало лиц, внесших вклад в развитие дореволюционного и советского периода изобразительного искусства России и народов Поволжья.
До октябрьского переворота 1917 года Алатырь являлся одним из крупнейших центров православия. Здесь располагались монастыри, множество церквей. Развивались каменное зодчество, резьба по дереву, работали иконописные мастерские. Своеобразной и примечательной являлась и архитектура деревянных зданий, украшенных всевозможной резьбой. Большое развитие получили разнообразные народные промыслы. А в период ярмарок в город стекались многочисленные представители разных национальностей, жители населённых пунктов близлежащих регионов: мордва и русские, татары и чуваши...
Именно в этой обстановке началась деятельность в Алатыре и его пригороде будущего всемирно известного мордовского скульптора С.Д. Нефедова, более известного во всем мире под псевдонимом С. Эрьзя. В Алатыре родился П.А. Кикин – генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 г., меценат, учредитель и первый председатель Общества поощрения художников России, инициатор возведения Храма Христа Спасителя в Москве.
Здесь в семье военного лекаря появился В.А. Мазырин – московский архитектор, в том числе и автор здания, более известного как «Дом Дружбы народов», дачи Ф.И. Шаляпина и др.
С Алатырем связано и другое имя уроженца края – И.Е. Цветкова – коллекционера, мецената, банкира, организатора частной «Цветковской галереи», переданной им в дар городу Москва в 1909 году. В его уникальном собрании находились графические работы – рисунки и акварели - русских художников России ХVIII – нач. ХХ веков. Впоследствии большая часть его собрания влилась в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. В городе открываются типографии, любительские театры, а на гастроли приезжают труппы из Казани, Н. Новгорода, Москвы и Петербурга. С 1910 года в Алатыре функционирует кинотеатр «Патэ».
Развитие же светского искусства в крае связано с именем педагога и художника Н.А. Каменьщикова, приехавшего в Алатырь в 1900 году из Симбирска. Здесь Николай Александрович прожил до конца своих дней, воспитав огромную плеяду одарённых художников. Он был отмечен высокой наградой – орденом Ленина и званием Заслуженного учителя школы Чувашской АССР.
Начиная с 1908 года он организует в Алатыре ежегодные выставки изобразительного искусства, руководит кружком любителей искусства, вводит новые методы преподавания. Среди участников выставок дореволюционного периода были художники Д.И. Архангельский, А.А. Половинкин, П.И. Пузыревский, С. Эрьзя, Афанасьев и другие, проживавшие в Казани, Симбирске, Алатыре.
В 1914 г. Алатырская городская Дума приглашает скульптора-земляка С. Эрьзю, проживавшего в Париже и получившего огромную известность в Европе, на организацию в родном городе персонального музея, ассигновав 50 тыс. рублей. Начавшаяся мировая война сорвала планы и вынудила перечислить все средства в военное ведомство.
В годы гражданской войны в Алатыре возрождаются многие учреждения культуры – театры, музыкальная школа. На базе существовавшего изокружка Н.А. Каменьщиков открывает художественную студию для рабочих и молодежи (1919), а затем и художественный музей. Художник сам разрабатывает учебные программы, организует выставки студийцев, руководит музеем. Студия и художественный музей, где были собраны произведения искусства местных художников, а также произведения из ликвидированных учреждений и усадеб города и уезда, просуществовали несколько лет и были закрыты при непосредственном участии местного руководства ВКП (б) к 1924 году.
Азам изоискусства в студии обучились будущие художники и графики В.И. Куделькин, А.А. Прытков, С.Ф. Скрябин. В их числе и В.М. Мичурин – талантливый художник, впоследствии ученик П.А. Шиллинговского и И.Я. Билибина, учившийся в Академии художеств и погибший в блокадном Ленинграде, скульптор М.И. Нефедов, племянник С. Эрьзи и ученик скульптора Г.А.Мотовилова и другие. Преподавали в студии художники из Казани, Петрограда, Москвы. В эти годы в Алатыре поселяется пейзажист, ученик А.И. Куинджи, живописец А. М. Прокофьев, возвращается на родину из Казани В.Д. Воронов. Они преподают в учебных учреждениях, активно участвуют на выставках.
В 1930-х гг., после нанесённого тяжёлого удара по уничтожению культурных очагов в середине 20-х гг., вновь возобновляется активная просветительская и творческая деятельность Н. Каменьщикова. В его изокружках занимаются будущий мастер портрета Е.А. Ноздрин, архитектор В.И. Аникин, живописец Б.М. Белоусов, график Л.П. Подляская, гравёр Л.С. Быков и др.
Приезжает на родину известный дореволюционный гравёр – ксилограф Ф.С. Быков. В 1930 году вместе с семьей он поселяется в Алатыре на улице Кирова. Здесь он организует художественно-гравёрную школу, вскоре переросшую в училище (1934-1940) для подготовки специалистов для полиграфических предприятий, единственное в СССР. В училище преподают впоследствии известные и талантливые художники В.К. Тимофеев, И.Т. Григорьев, А.М. Тагаев-Сурбан, А.Ф. Мясников, В.И. Иванов, Н.А. Каменьщиков, В.Д. Воронов; читают лекции М.С. Спиридонов, Г.Д. Харлампьев. Училище становится крупнейшим центром по подготовке и формированию национальных кадров советского изобразительного искусства Чувашии.
Секреты изоискусства в нём постигали Р.М. Ермолаева, Е.И. Иванов, В.И. Куделькин, П.С. Кулагин, П.М. Меркурьев, Н.В. Овчинников, С.П. Осокина, А.И. Пахомов, А.А. Самарин, П.В. Сизов, А.И. Тюрин, П.Н. Чичканов и другие, внесшие определенный вклад в развитие национальной культуры республики. В 1936 на базе училища открывается художественный музей, где наряду с работами местных и чувашских художников были представлены произведения известных мастеров кисти и графики Москвы, Ленинграда, Казани. С 1938 в городе функционирует филиал Союза чувашских художников, сыгравший заметную роль в сплочении творческих сил. В январе 1941 училище было реорганизовано и переведено в г. Чебоксары (ныне Чебоксарское художественное училище). В Алатыре ликвидируется художественный музей, т.к. с 1939 года в Чебоксарах организована Чувашская государственная художественная галерея и для республики достаточно одного музея. А в 1940 году в столице Чувашии организуется первая персональная выставка алатырского художника Н.А. Каменьщикова.
В этот период в окрестностях Алатыря родились будущие мастера кисти Н.П. Карачарсков и Р.Ф. Терюкалова. На лето в Алатырь с отцом неоднократно приезжает из ТАССР Н.Д. Кузнецов. Знакомство со студентами Алатырского художественно-граверного училища предопределяет его будущее. Неоднократно Алатырь посещают А. И. Пластов и его сын Н.А. Пластов, проживающие в селе Прислониха.
В годы войны в Алатыре работал эвакуировавшийся с семьёй скульптор, лауреат Государственной премии СССР Г.И. Мотовилов.
В 1940-1950-е гг. в изокружках Н. Каменьщикова и в художественной студии Е. Ноздрина занимаются будущие мастера: график О.А. Коняшин, баталист В.И. Резчиков, чернобылец В.К. Бобков, живописец Ю.К. Вавашкин, художник-авангардист Санкт-Петербурга А.П. Филимонов и др.
В 1950 г. из Аргентины в СССР возвращается скульптор с мировым именем С. Эрьзя с большим желанием поселиться на родине в Алатыре и открыть здесь музей своих работ. Но его мечте не суждено было сбыться. После смерти С. Эрьзи (С.Д. Нефедова) его произведения оказались в Саранске, таким образом, Алатырь лишился завещанных творений своего выдающегося земляка.
В мае 1963 г. в Алатыре в фойе кинотеатра «АРС» открылась народная картинная галерея. Инициаторами являлись художники Е.А. Ноздрин, С.Ф. Скрябин, Н.А. Каменьщиков. В дар галерее поступило около 150 произведений живописи и графики художников-земляков и живописцев Мордовии, Татарии и Чувашии, а также из Калининграда, Ленинграда и Москвы.
В 1967 г. при Доме культуры открывается народный краеведческий музей. С 1970 г. в Алатыре начинает функционировать детская художественная школа. Организатором и первым её директором стал выпускник Алатырского художественно-граверного училища А.И. Тюрин.
В 1975 г. в возрожденном из руин соборе Иоанна Предтечи, первом каменном здании города (постройки 1703 года), открывается историко-революционный музей (с 2000 г. – краеведческий). Здесь и начинает формироваться коллекция произведений изобразительного искусства. В марте 1993 года открывается художественный музей.
К настоящему времени в Алатыре сформировалось новое поколение живописцев и мастеров. Выставка «Современные художники города Алатыря» позволяет познакомить жителей и гостей города Чебоксары с основными жанрами и творческими направлениями современных художников южного региона Чувашской Республики, которые вносят определенный вклад в развитие изобразительного искусства Чувашии: Бамбурина В. А., Бамбуриной Е. Н., Белого А.А., Вавашкина Ю.К., Кочеровой И.В., Кузиной В.В., Минеева Е.Ф., Сарскова В.И., Токарева А.В., Юртаева С.Н., Судникович Н.К., Сыскова В.Д., Шлягина А.П. Это первая за всю историю республики совместная выставка художников Алатыря, проходящая в чувашской столице и имеющая огромное культурное значение.
ГОЛОВЧЕНКО Н.П.
Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, директор Художественного музея города Алатыря.


Картина Кузиной В.В.

Картина Кузиной В.В.
БУ «Чувашский государственный художественный музей»
Минкультуры Чувашии
г. Чебоксары, ул. Калинина, 60.
Работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме понедельника,12:00-20:00 (Пятница).
Тел.: (8352)63-63-04; (8352)62-42-75
E-mail: tvg@artmuseum.chtts.ru
Центр современного искусства
г. Чебоксары, Президентский бульвар, 1/15.
Тел.: (8352)58-18-77
E-mail: vbamburin@gmail.com
Количество показов: 12491