Константин Иванов и его предки
2015 год объявлен Годом Литературы и Годом К.В. Иванова
В этом году исполняется 100 лет со дня смерти и 125 лет со дня рождения автора бессмертной поэмы «Нарспи» К. В. Иванова, который вошёл в историю, как поэт, драматург, переводчик, педагог, прозаик, фольклорист, живописец, основоположник современной чувашской литературы и классик чувашской поэзии. Его творчество является достоянием всей мировой литературы, его произведения переведены на многие языки мира. Интерес к творчеству поэта, переходя от поколения к поколению, не иссяк и в наши дни. Хочется узнавать о нём всё больше и больше. Возникает вопрос: откуда берётся талант? «От бога», - говорят одни. «От природы, от генов папы с мамой», - возражают им другие.
Живительный источник безмерного таланта действительно заложен в генах, а гены передаются из поколения в поколение как цифровой код и распространяются по роду. Кто же тогда были предками К. В. Иванова?
К. В. Иванов родом из деревни Слакбаш. По преданию, первыми жителями были выходцы из Белебея, Ковалей и Эльми, осевшие вначале на реке Сильби и переселившиеся в верховье реки Слак. В начале 18 века переселенцы купили землю у башкирских властей и обосновали д. Слакбаш. С этого времени этот край стал их родным домом. Одним из переселенцев был (Волк) Данилов Антон.
Если Господь за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, то на башкирской земле у чувашей шесть колен прошло до проявления высшей творческой способности К.В. Иванова. И каждое колено получило отдельное благословение: «По одному человеку из каждого колена – главы отчих домов своих»
Родоначальник первого колена – Данилов Антон Волк (1728-1785)
К.В. Иванов в рассказе «Потомки Пртты», обращаясь к своей родословной, пишет:
«Моими прямыми предками по отцовской линии были: от Волка – Волк Иван, от Волка Ивана – Симун, от Симуна – писарь Николай, от писаря Николая – богатей Вазинькка, от Вазинькки – я, Кестюк.
Пращуром нашего рода был Волк, он был из некрещёных чувашей. На том месте, где сейчас расположено село Слакбаш, прежде были сплошные леса, и водилось много волков. И наш пращур, как поселился в лесу на месте нынешнего села, занялся ловлей волков. Говорят, поэтому его и прозвали Волком».
Архивные данные по ревизским сказкам жителей деревни Слакбаш за 1795, 1811,1816 и 1834 годы говорят о следующем. Основателем рода Ивановых, видимо, был Антон Данилов-Волк (1728 – 1785) , вступил в брак с девицей Марией Тимофеевной, 1733 года рождения. Известно, что у них родилось шестеро детей: три сына и три дочери:
1.Василий (1763-1799) 2.Дарья (1764-1783) 3.Анна (1768) 4.Прасковья (1770) 5.Михаил (1772-1792)
Из второго колена – Иван Антонович (1774-1813)
Иван был последним ребёнком в семье. С его именем и связана фамилия поэта К.В. Иванова и его родственников.
Женой Волкова Ивана была Павлова Дарья Архиповна (Пртта) из деревни Кайраклы, дочь Архипа Павлова. Дарья в деревне всех держала в своём повиновении. Все перед ней дрожали. Кого угодно она могла обрезать словом, а нет, - так зазывала к себе, угощала на славу и выпроваживала.
Пртта и сыновьям своим не давала своевольничать. В пылу гнева колотила их, а нет, - так покупала им всякие гостинцы, баловала. Такою-то была старуха Пртта! Потому и род её был подобен ей: отважный, смелый, злой, крепкий, живучий и добрый. Потомки Пртты трудились не покладая рук, строго соблюдали обычаи старины, тянулись к знаниям.
Вместе с Иваном они родили и вырастили пять сыновей и одну дочь:
1.Ванюшке (1794) 3.Аграфена (1803) 4.Степан (1806) 5.Семён(2) (Прчче 1809) 6.Федот (1813)
К.В.Иванов в рассказе «Старуха Пртта» описывает события, связанные со смертью Ивана: «Зимою Ванюшке призвали в солдаты. На призыв нужно было ехать в Уфу. Провожать Ванюшку поехали отец с матерью. Ванюшке исполнилось тогда 18 лет. Ему, бойкому парню, не очень-то хотелось идти в солдаты. К тому же, тогда стали поговаривать, что скоро начнётся война. А война – страшная вещь!
Как прибыли в Уфу, они остановились на постоялом дворе. Хозяева, русские, были знакомые. Ванюшку освидетельствовали и признали годным. А знакомые стали говорить Пртте, чтобы вместо Ванюшки пошёл в солдаты отец. Пртте же не хотелось отпускать Ивана, и она говорила, что Иван стар и бессилен, что дома у неё и кроме Ванюшки много других сыновей. Но знакомые накануне дня явки спрятали Ванюшку под снопами. На следующий день ищут, ищут – Ванюшки нет! Тогда Пртта взяла да отдала в солдаты мужа своего. Когда отца забрали, Ванюшка вышел из-под снопов. По пути домой Пртта всю дорогу била Ванюшку, приговаривая: «Ты погубил отца, ты! Вот тебе за это, вот!» Старика Ивана погнали прямо на войну. И он, слабый здоровьем, умер ещё в пути. А Ванюшке радость!»
Если исходить из того, что события, связанные с призывом Ванюшки в солдаты, происходили в 1812 году. Известно также, что Иван Антонов умер в 1813 году, когда Ванюшке исполнилось 18 лет, то год рождения Ванюшки –1794 год. В то время Дарье Архиповне, выходит, было всего 12 лет, а Ивану Волкову – 20. Если Ванюшка – сын Ивана, то он от первой его жены, умерший вскоре после рождения сына, и живший вне семьи Ивана Волкова. «Сыном Ванюшки был Никанур. Он – водочная глотка»,- пишет о нём К.Иванов.
Двое сыновей Ивана Антонова имели одно и то же имя – имя Семён. Почему в одной семье два Семёна? Детям при крещении имена давались попом. Родившимся в день Симеона, 1(14) сентября, всем подряд давали имя Семён. Видимо, оба ребёнка родились в день Симеона. Чтобы не путать, старшего называли Семён (1), младшего – Семён (2) или Прчче. Имя происходит от ласкательного имени- обращения Прчче (зёрнышко, частица, кровинка).
Самый младший сын Федот был от кузнеца. Федот и его дети в роду Ивановых были уважаемыми людьми.
В рассказе «Волк» поэт об этом и утверждает: «Раз пошёл Федот к Долгому Ухтереню приглашать пиво пить:
- Быстрее к Пртте – с прискоком, к Ванюшке – вихрем, к Семёну – вприпрыжку! (Долгий Ухтерень был богатый старик. Он арендовал землю кошелгинцев. В полях Кошелги до сих пор имеется родник, называющийся родником Долгого Ухтерня.). Он как услышал это, воскликнул: «Э сынок, сынок! Да ты, оказывается, кузнецов сын!»
Третье колено - Семен Иванович (1800)
Имя Семён имеет древнееврейское происхождение и означает «услышанный Богом в молитве», цель его – обеспечить покой и благополучие своей семье. Прямые предки К.В.Иванова идут от Семёна (1). Семён (1) женился на Анне Леонтьевой (1800 г.р.). Их дети:
1.Пётр (1824) 2.Павел (1825) 3.Антон (1830) 4.Акулина (1832) 5.Терентий (1836)
Четвертое колено – Николай Семенович (1842)
Дед К.В. Иванова Николай Семенович Иванов в молодости учился в писарском училище и работал писарем. У волостного писаря были кое-какие нужные ему связи среди землевладельцев и чиновников уезда и даже губернии.
В восьмидесятых годах Н.С. Иванов был единственным жителем деревни, знающим грамоту, и пользовался большим авторитетом в округе. Так, в 1880 году, он, будучи гласным Белебеевского уездного земства, на уездном собрании был избран членом ревизионной комиссии. Когда в 1882 году при церкви с. Воздвиженского- Губернаторовки было открыто церковно- приходское попечительство, председателем его избран «гласный Белебеевского уездного земского собрания крестьянин деревни Слакбашевской Николай Семенович Иванов».
28 января 1866 года состоялось бракосочетание Николая и Вассы Васильевой. У них было 7 детей:
2.Екатерина (1871) 3.Александра (1873) 4.Агафья (1877) 5.Виктор (1879) 6.Евгения (1881) 7.Клавдия (1884)
Пятое колено – Василий Николаевич (1869 – 1919 )
Василий был волевым, любознательным и грамотным человеком. Он свободно говорил на русском, башкирском и татарском языках, выписывал газеты и журналы, изучал основы земледелия и удивлял односельчан своими прогнозами на урожай. Бракосочетание Василия Николаевича с девицей Евдокией состоялось в 1889 году.
Евдокия Васильевна из д. Кайраклы, крещённая 5 марта 1866 года. Отец, Василий Михайлов; мать, Агапия Леонтьева, оба православные. Евдокия, мать девятерых детей. Из 9 детей её дочь Екатерина и сын Иван умерли в младенчестве. Много слёз она пролила в связи со смертью детей, в том числе и со смертью своего любимого первенца Константина, который очень рано ушёл из жизни. Все дети получили образование и достойно прошли по жизни.
В чёрную пору сталинизма Ивановым пришлось нести ярмо «раскулаченных». Последние годы жизни мать поэта прожила в семье дочери Прасковьи – Михеевых. Умерла в 1946 году. Их дети:
2.Екатерина (1892) 3.Мария (1893-1973) 4.Квинтилиан (1896-1943) 5.Прасковья (1898-1967) 6.Петр (1901-1952) 7.Иван (1904) 8.Валентина (1908-1994) 9.Евгения (1911-1994)
Шестое колено – Константин Васильевич Иванов (1890-1915)
Вот и совершилось чудо из всех известных чудес на Земле. Самым феноменальным является рождения гения у обычных земных родителей. В 1890 году, 27 мая (15 дня по старому стилю), в третьем часу дня родился мальчик в семье Василия и Евдокии. Природа давно ждала этого часа. Дали этому чудному мальчику имя Константин, что значит стойкий, постоянный.
В 1898 году мальчик был отдан учиться в Слакбашевскую миссионерскую школу. Проучившись в ней 3 года, он был направлен в Кекен-Васильевское народное училище. Год учёбы (1901-1902гг), проведённый в данном училище, не прошёл даром. Учительница Иванова Евгения Николаевна подготовила достойного ученика для поступления в Симбирскую чувашскую школу.
Осенью 1903 г. Константин уезжает учиться в Симбирск, а в 1905 г был переведён в первый класс Симбирской чувашской учительской школы.
Не простая была судьба будущего поэта, распоряжением попечителя учебного округа 7 марта 1907 года класс, в котором учился К.Иванов, был распущен, а учащиеся в количестве 37 человек исключены без права поступления в другие учебные заведения. Он не жил сложа руки. Начал собирать образцы устной поэзии, записывал сказки и народные песни, поэтому его называют и фольклористом.
Талантливый юноша не был забыт и инспектором учительской школы И.Я. Яковлевым, он вызван в Симбирск для работы в комиссии по переводу и изданию книг на чувашском языке. Перевёл стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник», «Волны и люди», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Чаша жизни», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Отдельные стихи и отрывки из произведений Н.П. Огарёва, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, переведена «Колыбельная песня» А.Н. Майкова. Он вошёл в историю чувашской литературы, как выдающийся переводчик.
1907-1908 годы были временем наиболее плодотворной творческой работы К.Иванова. В 1908 году он пишет стихотворную сказку «Две дочери», баллады «Железная мялка» и «Вдова». Если у человека есть искра таланта, то она превращается в пламя, сгорев дотла, рождает величайшее произведение - поэму «Нарспи», где впервые многогранно отобразил чувашский национальный характер, качественно обновил содержание и форму поэзии, внёс большой вклад в разработку литературного языка.
В 1908 году была издана книга «Сказки и предания чуваш», в которой впервые было опубликована поэма «Нарспи». С этого момента он стал самым популярным чувашским поэтом.
В 1909 г. при Симбирской классической гимназии Иванов экстерном сдаёт экзамен на звание учителя двухклассного училища.
В ожидание назначения на работу в школу, проводит время вместе с бывшим учителем Н.Ф. Беляевым на землемерных работах в Сызранском уезде.
1910 году он назначается учителем чистописания и рисования и черчения женского двухклассного училища при учительской школе. К.В.Иванов не только был хорошим учителем, дарование его было многосторонне.
В 1911-1913 годах издан новый Букварь для чуваш, подготовленный И.Т.Трофимовым И.К.Ивановым. Прописи и иллюстрации к букварю выполнены К.В.Ивановым.
В одном человеке столько таланта! Столько огня! В действительности он был человеком будущего. Симпатичный, скромный, красивый по наружности, всесторонне одарённый юноша, обладающий не только логической способностью, но и эстетическим талантом успешно работал в области живописи, оформлял декорации к спектаклям, рисовал иллюстрации для букваря, собственными руками смастерил из дерева пишущую машинку, сам же делал столы и шкафы, другую нехитрую мебель, писал портреты, увлекался фотографией. Во всех сферах деятельности работал с полной отдачей и быстро угас.
11 ноября 1914 г. вся школа вышла провожать больного учителя. Девушки, влюблённые в молодого парня, со слезами на глазах молились за скорейшее выздоровление и возвращение учителя в училище. К.В. Иванов обещал: «Приеду!». Но так не получилось...
26 марта 1915 г. поэт умер в отцовском доме, и был похоронен в селе Слакбаш. Так безвременно закатилась звезда национальной поэзии.
Оставив после себя поэму «Нарспи», наиболее совершённое из всех поэтических творений, увековечил себя. Его именем названы улица и сквер в Чебоксарах, установлены памятники поэту. На родине Иванова открыт мемориальный музей. Именем Иванова названа Государственная премия Чувашской Республики.
В д. Кекен-Васильевка Миякинского района есть дом-музей К.В.Иванова. Он находится в здании народного училища. Это здание уникально само по себе. Решением Совета Министров БАССР и министерства культуры БАССР здание взято на учёт, как исторический памятник, о чём свидетельствует надпись: «Здание народного училища как архитектурный памятник конца 18 и начало 19 веков». Искусство проектирования и строения здания нас всех поражает, архитектура его построена в орнаментальном стиле с национальными украшениями. На здании народного училища висит мемориальная доска с надписью «Здесь в 1901-1902 г г. учился К.В.Иванов – основоположник и классик чувашской литературы», изготовленная по заказу Я.Г. Ухсая, чувашского народного поэта, при содействии заместителя культуры Е.Т. Ширяева.
По крупицам собранный талант К.В. Иванова, переданный от поколения к поколению, способен радовать и удивлять нас.
Мелания НИКИФОРОВА.
Республика Башкортостан,
дер. Кекен-Васильевка.
25.02.2015
Количество показов: 23709