« Константин был гениальным человеком. Надо непременно знать, как он рос, как жил и как развивал свой природный талант».
Д. Петров-Юман
Какую роль сыграло Кекен-Васильевское народное училище в развитии природного таланта будущего поэта?
Из истории школы нам известно, что инспектор народных училищ Белебеевского уезда Михаил Попов обращается в Оренбургский учебный округ с ходатайством №9439 об открытии школы. Вскоре 3 октября 1888 года в д. Кекен-Илга (тогда так называлась деревня) было открыто народное училище. Поступило учиться 10 мальчиков. В то время оно размещалось в течении 8 лет в квартирах Алексея Филиппова, Матвея Афанасьева, Федора Сергеева и других. Частные дома крестьян, занятые под школу, не соответствовали гигиеническим и педагогическим требованиям. Дым, грязь и копоть способствовали развитию глазной болезни и приводили к головным болям. Учебников почти не было, учились стоя на ногах из-за отсутствия парт, которые впоследствии были изготовлены при постройке школьного здания. Но учащиеся и их родители и этому были рады. Жили в такой глуши, что без школы могли совсем одичать. Первыми учителями были русские: Михаил Михайлович, Николай Яковлевич.
Старожилы говорят, что в 1896 году перед жителями деревни встал вопрос: строить школу или церковь? Таинственный голос пророка шепнул им: «Детям Божества надо учиться, а чтобы знание получить, нужна школа. Здесь да пребудет учиться звезда чувашская». Голос был услышан.
Согласно решению земства в 1896 году в д. Кекен-Илга построено здание народного училища. Активное участие в строительстве школьного здания и подсобных помещений принимали крестьяне из этой же деревни и учитель Александр Никанорович Иванов. Построили школьное здание из трёх комнат: учебный класс, тёплый коридор и квартира для учителя – всё это под одной крышей. Кроме школьного здания были хозяйственные постройки: конюшня, коровник, сеновал, погреб, крытые листовым железом. Территория была загорожена каменной стеной, обсажена берёзами. Въезжали во двор школы через ажурные тёсовые ворота. Школьное здание и подворные постройки являлись лучшими постройками деревни, образцами для подражания крестьян в строительстве домов.
Когда закончили строительство школьного здания, пригласили священника, который, совершив над зданием и территорией школы церковный обряд, очищая от нечистых сил, придавая святости, обрызгивая святой водой, произнося заговорную речь: «Да пребудет стоять этот храм добротный на века, ни снег, ни дождь ему не помеха, а свободно, запросто, раз плюнуть, ибо он охраняем Богом, и находится под защитой своих Ангелов хранителей. Радуйтесь, дети, что ныне у вас есть школа. Чаще и усерднее посещайте этот храм, поучайтесь в нём. Слава и хвала ждёт тех, кто будет прилежно учиться, трепетно прикасаясь к сокровищам знания. Счастье и успех да пробудет ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу. На веки веков будет чтить добросовестных и мудрых учителей, ибо от них зависит будущее. Сейте разумное, вечное, доброе».
В здание школы первым вошёл учитель Сергеев Федор Егорович, а за ним ученики. Начались учебные занятия. В округе авторитет школы на глазах вырос, привлекло внимание и само здание. Да к тому же жалованье учителям давали больше, чем в миссионерских школах. Поэтому желающих работать в этой школе было много.
1899 г. из Уязыбашевской школы в Кекен-Иглинское народное училище переводится учительница Зоя Михайловна (Суйкка). А летом 1900 г. она была уволена «за дерзость и применение антипедагогических приёмов в отношении к ученикам».
Осенью 1901 г. вместо неё направляется Иванова Евгения Николаевна, выпускница Симбирской чувашской учительской школы. Это была красивая, скромная, талантливая учительница, ей было тогда 20 лет. Она родилась 15.12..1881 г. в семье Николая Семеновича и Вассы Васильевой в д. Слакбаш. Молодая девушка жителям деревни сразу понравилась. Вот что записал Н.Данилов в 1940 г., исследователь жизни и творчества К.В. Иванова, из уст жительницы д. Кекен-Васильевка А.М. Федоровой: »Очень хорошая была тётка поэта, я её полюбила как родную сестру, даже больше, столько любви не испытала к своей родной сестре».
Евгения Николаевна, тётка К.В. Иванова, младшая сестра отца поэта, с малых лет была привязана к своему племяннику, любила его как родного брата, души не чаяла в нём, возлагала на него большие надежды. Когда училась в Симбирской чувашской учительской школе, приезжала на зимние и летние каникулы домой с такой радостью, что она снова побудет со своим любимцем, прочтёт ему интересные сказки. Ещё до школы она научила Константина читать и писать.
Евгения Николаевна сначала в течение года работала учительницей в женской миссионерской школе, открытой 1898 г. в Слакбаше. Когда была переведена учительницей в Кекен-Васильевское народное училище Министерством народного просвещения, решила подготовить своего племянника к поступлению в Симбирскую школу. К тому времени Константин окончил 3 летний курс Слакбашевской миссионерской школы. Е.Н.Иванова в Кекен-Васильевском народном училище в течении всего учебного года занималась с ним по программе министерских училищ.
В школе основными предметами были славянский, русский, чувашский языки, история, география, арифметика, чистописание, физкультура и пение.
Бесплатно раздавали каждому ученику ручки, перья, грифельную доску. Учителям не разрешалось розгами бить, в угол сажать, на ученика руку поднимать. Выпускные экзамены принимал сам Албанов, инспектор народных училищ из Белебея. Сначала ученикам задавали для решения общую задачу, а затем была диктовка, по окончании которых учащиеся вызывались по порядку к столу, где сидели экзаменаторы. Поклонившись всем членам комиссии, ученики отвечали на заданные им вопросы. Устный экзамен состоял в испытании в знании счёта и решении задач на 4 правила арифметики, читали по-русски и по-славянски с передачею своими словами содержания прочитанной статьи.
Год учёбы, проведенный в данном училище, не прошёл даром. Евгения Николаевна подготовила достойного ученика для поступления в Симбирскую чувашскую учительскую школу, возбудила в будущем поэте любовь к природе, пробудила в ребёнке воображение творца, научила слышать мир вещей как живой и живущий.
Впоследствии в поэме «Нарспи» К.В.Иванов пишет:
«А зима, сойдя в овраг,
Снег в прохладе прячет,
О студёных вьюжных днях
Безутешно плачет».
Константин видел природу в дивной красоте не так, как все. Завораживала его река, которая течёт у подошвы довольно высокой горы Кекен, а из-под белых камней бьют холодные родники и с шумом текут по высоким желобам. Он, прикасаясь к родниковой воде, брал силу и мудрость недр земных и сочинил прекрасные стихи:
«С золотинкой серебро
С желоба струится.
Будто солнышко в ведро
Перетечь стремится».
Когда поднимаешься на гору, перед тобой простираются поля до самого леса и луга, где пасутся коровы, овцы, лошади. Открывается перед взором великолепная панорама, и тебе хочется смотреть и смотреть, не отрывая глаз. Вот деревня вдоль реки. Постройки домов различные. Из множества домов внимание обратишь на деревянное здание, сохранившееся от древних времён, конца 18 и начала 19 веков, до наших дней. В этом здании в 1901-1902 годах учился К.В.Иванов, выпускник Кекен-Васильевского народного училища.
Мелания НИКИФОРОВА.
Республика Башкортостан,
дер. Кекен-Васильевка.
26.03.2015
Количество показов: 8608