Мелания Никифорова: "От Емея до Ухсая - 9 колен"

  
Мелания Никифорова: "От Емея до Ухсая - 9 колен"
5 ноября 2016
      От Емея до Ухсая -
                        9 колен
   К 105-летию со дня рождения чувашского народного поэта  Я. Г. Ухсая

        Изучением генеалогии, родословных и истории своих предков увлечены миллионы людей на нашей планете. Каждый  хочет ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего  с поколениями своих  предков. Узнать семейное дерево, соединяющее через века наше прошлое и настоящее, знать родословную семьи, тем более родословную великих людей - это очень увлекательно.

      Меня интересует, откуда берутся таланты.  А  может быть, живительный источник безмерного таланта действительно  заложен в генах, а гены  передаются из поколения в поколение как цифровой код  и распространяются по роду. Кто же тогда были  предки  К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая.  По мере изучения документов и получения новой информации, новых имён  и дат, я составила генеалогическое древо двух чувашских поэтов по отцовской линии. Башкирская земля дала  чувашскому народу  двух  замечательных людей: К.В. Иванова  и Я.Г. Ухсая.  Если Господь за шесть дней создал небо и землю, море и всё, что в них, то на башкирской земле у чувашей девять колен прошли до проявления высшей творческой способности  этих поэтов. И каждое колено получило отдельное благословение: «По одному человеку из каждого колена – главы отчих домов своих».                                                                           
           Схема родословия  составлена по мужской линии следующим образом:  Емей  - Ирмет (Ирляк) Емеев -  Ижевара (Андрюха Ирметов) –  Васюк Андрюхин  (по крещению  Антон Данилов (Волк)  – Иван  ( единый прапрадед К.В.Иванова и Я.Г.Ухсая) .

                                                
     от Енея до Ухсая Рис 1   

         Если верить последней версии, то выходит, что  род прапрадеда Ивана начинается не с Антона Данилова (Волк), а с Емея. Если не верите, можете проверить. В русских документах этноним чуваш впервые появляется  в 1508 году. В 1551 году чуваши вошли в состав России.  Пращур Емей - отдалённый предок из потомка волжских булгар, которые поселились на правобережье Волги.  Он уроженец  деревни  Байгильдино  Второ-Тугаевской волости Цивильского уезда (ныне Канашского района Чувашии). Вот откуда берутся корни К.В. Иванова и  Я.Г. Ухсая.
                                    
                              от Енея до Ухсая Рис 2

       Ирмет – продолжатель рода  Емея. До  христианизации  сохранились  чувашские  имена.
                                                                         от Енея до Ухсая Рис 3
                                                                                                                                            Действительно, корни уходят в далёкие времена. В ходе насильственного крещения в 1752-1756 г.г. чувашские крестьяне активно начали переселяться за пределы своего края, чтобы сохранить свою веру, культуру и  язык,  поселились  на широком раздолье – в степях, где лишь башкиры кочевали со своими табунами скота. Байгильдинцы, в том числе  Ирметов со своими сыновьями  переселились  туда,  где находится в настоящее время старая часть  г. Белебей. Называли своё поселение - Белебей. Затем появились новые переселенцы из Казанского, Свияжского, Цивильского уездов Казанской губернии. Через 60 лет Белебей превратился  в город. Чувашам трудно стало заниматься земледелием, скотоводством и пчеловодством, поэтому одна группа  чувашей переселилась за версту от города, и назвали свою деревню Малой Белебеевкой.  Другая группа  в составе 12 семей (в том числе и Васюк Андрюхин)  закупила у башкир земли в районе Слакбаш  и обосновалась в верховье  р. Слак, от чего селение получило название Слак-Баш.  С этого времени этот край стал их родным домом. Уже много веков башкиры и чуваши живут рядом, живут вместе в мире, в дружбе, в согласии и гордятся своей родиной – вечно молодой, хорошеющей день ото дня.                                                                                                            
                  В 1744-1745 г.г. братья Васюк и Симук Андрюхины были ещё некрещёными чувашами, были крещены  только в 1763 г.

                                                                     от Енея до Ухсая Рис 4

     На том месте, где сейчас расположено село Слакбаш, прежде были сплошные леса, и водилось много волков. Данилов Антон, как поселился в лесу  на месте нынешнего села, занялся ловлей волков. Говорят, поэтому его и прозвали Волком.
            Архивные данные по   ревизским сказкам жителей деревни Слакбаш за 1795, 1811,1816  и 1834 годы говорят о следующем:  В 1762 г. Антон  Данилов-Волк (1731 – 1785) , вступил в брак с  девицей Марией Тимофеевной 1733 года рождения. Известно, что  у них родилось  шестеро детей: три сына и три дочери.                                                                                                                                                                                  У Василия (1763-1799) жена Настасья Васильева 1764 г. р.. Дети: 1.Агафья 1788г.р., 2.Пётр (1792-1800), 3.Анисим 1893 г.р.,4.Ефим 1896 г.р .                                                                                                                        У Михаила (1772-1798) жена Марфа Павлова 1761 г.р. Дети: 1.Кузьма Михайлов 1788 г.р., 2.Мария 1790 г.р.,3.Устинья 1793 г.р.4.Яков 1798 г.р.

                                                                           от Енея до Ухсая Рис 5

                                                                                                                                           Иван был последним ребёнком в семье.  С его именем и связана фамилия поэта К.В. Иванова и его родственников. Женой Волкова Ивана была  Павлова Дарья Архиповна (Пртта) из  деревни Кайраклы,  дочь Архипа Павлова. Дарья в деревне  всех держала в своём повиновении. Все перед ней дрожали. Кого угодно она могла обрезать словом, а нет, - так зазывала к себе, угощала на славу и выпроваживала.  
        Пртта и сыновьям своим не давала своевольничать.  В пылу гнева колотила их, а нет, - так покупала им всякие гостинцы, баловала. Такою-то была старуха  Пртта!  Потому и род её был подобен ей: отважный, смелый, злой, крепкий, живучий и добрый. Потомки Пртты трудились не покладая рук, строго соблюдали обычаи старины, тянулись к знаниям.
     К.В.Иванов  в рассказе «Старуха  Пртта»  описывает события, связанные со смертью Ивана: «Зимою Ванюшку призвали  в солдаты. На призыв нужно было ехать в Уфу. Провожать Ванюшку поехали отец с матерью. Ванюшке исполнилось тогда 18 лет.  Ему, бойкому парню, не очень-то хотелось идти в солдаты. К тому же, тогда стали поговаривать, что скоро начнётся война. А война – страшная вещь! Как прибыли в Уфу, они остановились на постоялом дворе. Хозяева, русские, были знакомые. Ванюшку освидетельствовали и признали годным. А знакомые стали говорить Пртте, чтобы вместо Ванюшки пошёл в солдаты отец.  Пртте же не хотелось отпускать Ивана, и она говорила, что Иван стар и бессилен, что дома у неё и кроме Ванюшки много других сыновей. Но знакомые накануне дня явки  спрятали Ванюшку под снопами конопли. На следующий день ищут, ищут – Ванюшки нет! Тогда Пртта взяла да отдала в солдаты мужа своего. Когда отца забрали, Ванюшка вышел из-под конопли. По пути домой Пртта всю дорогу била Ванюшку, приговаривая: «Ты погубил отца, ты! Вот тебе за это, вот!»  Старика Ивана погнали прямо на войну. И он, слабый здоровьем, умер ещё в пути. А Ванюшке радость!» 
       
            События, связанные с призывом Ванюшки в солдаты, происходили в 1812 году. Известно также, что Иван Антонов умер в 1813 году, когда Ванюшке исполнилось 18 лет, то год рождения Ванюшки –1794 год.  В то время Дарье Архиповне, выходит, было всего 12 лет, а Ивану Волкову – 20. Если Ванюшка – сын Ивана, то он от первой его жены, умершей вскоре после рождения сына, и живший вне семьи Ивана Волкова. «Сыном Ванюшки был  Никанур. Он – водочная глотка»,- пишет о нём  К.Иванов.                                                                     
       Самый младший сын Федот  был от кузнеца. Федот и его дети в роду Ивановых были уважаемыми людьми. В рассказе «Волк»  поэт об этом и утверждает: «Раз пошёл Федот к Долгому  Ухтереню приглашать пиво пить: 
 
      - Быстрее  к Пртте – с прискоком, к Ванюшке – вихрем, к Семёну – вприпрыжку!  (Долгий  Ухтерень был богатый старик. Он арендовал землю у кошелгинцев. В полях  Кошелги до сих пор имеется родник, называющийся родником Долгого  Ухтерня). Он как услышал это, воскликнул: «Э сынок, сынок! Да ты, оказывается, кузнецов сын!»    
   
     Двое сыновей Ивана  Антонова имели одно и то же имя –  имя Семён. Почему в одной семье два Семёна? Детям при крещении имена давались попом. Родившимся в день Симеона, 1(14) сентября, всем подряд давали имя Семён. Видимо, оба ребёнка  родились в день Симеона. Чтобы не путать, старшего называли Семён (1), младшего – Семён (2)  или  Прчче.  Имя происходит от ласкательного имени - обращения П.рч.м  (зернышко, частица, кровинка).
   Прямые предки К.В.Иванова идут  от Семёна 1 – Николай –  Василий – Константин  


                                                                      от Енея до Ухсая Рис 6
                                                                                                                                                                                                                                                                             Имя Семён имеет древнееврейское происхождение и означает «услышанный Богом в молитве», цель его – обеспечить покой и благополучие своей семье.  Семён (1) женился на Анне Леонтьевой (1802г.р.). 

                                                                                      от Енея до Ухсая Рис 7

        Дед К.В. Иванова - Николай Семенович  Иванов в молодости учился в писарском училище и работал писарем.  У  волостного писаря  были кое-какие нужные ему связи среди землевладельцев и чиновников уезда и даже губернии. В восьмидесятых годах Н.С. Иванов был единственным жителем деревни, знающим грамоту, и пользовался большим авторитетом в округе. Так, в 1880 году, он, будучи гласным Белебеевского уездного земства, на уездном собрании был избран членом ревизионной комиссии.  Когда в 1882 году при церкви с. Воздвиженского-Губернаторовки было открыто церковно- приходское попечительство, председателем его избран «гласный  Белебеевского  уездного земского собрания крестьянин деревни Слакбашевской Николай Семёнович Иванов».


от Енея до Ухсая Рис 8                                                                      
                                                                                                                                             Василий  был волевым, любознательным и грамотным человеком. Он свободно говорил на русском, башкирском и татарском языках, выписывал газеты и журналы, изучал основы земледелия и удивлял односельчан своими прогнозами на урожай. Бракосочетание Василия Николаевича с девицей Евдокией состоялось в 1889 году.  Евдокия Васильевна из д. Кайраклы,  крещённая  5 марта 1866 года. Отец, Василий Михайлов; мать, Агапия Леонтьева, оба православные. Евдокия, мать  девятерых  детей. Из 9 детей её  дочь Екатерина и сын Иван умерли в младенчестве. Много слёзы  она пролила в связи со смертью детей, в том числе и со смертью своего любимого первенца Константина,  который очень рано ушёл из жизни. Все дети получили образование и достойно прошли по жизни.
          В чёрную пору сталинизма Ивановым пришлось нести ярмо  «раскулаченных».  Последние годы жизни мать поэта прожила в семье дочери Прасковьи – Михеевых. Умерла в 1946 году.


от Енея до Ухсая Рис 9                                                                                        
         Вот и совершилось чудо из всех известных чудес на Земле.  Самым феноменальным является рождения гения у обычных земных родителей.  В 1890 году, 27 мая (15 дня по старому стилю), в третьем часу дня родился мальчик в семье  Василия  и Евдокии. Природа давно ждала этого часа. Дали этому чудному мальчику имя Константин, что значит стойкий, постоянный. Автор бессмертной поэмы «Нарспи»  К.В. Иванов вошёл в историю, как поэт, драматург, переводчик, педагог, прозаик, фольклорист, живописец, основоположник современной чувашской литературы и  классик чувашской поэзии. Его творчество является достоянием всей мировой литературы, его произведения переведены на многие языки мира. Интерес к творчеству поэта, переходя от поколения к поколению, не иссяк и в наши дни. Хочется узнать о нём все больше и больше. Возникает вопрос. Откуда берётся талант? «От бога», - говорят одни. «От природы, от генов папы  с мамой», - возражают им другие. А вы как думаете?

        Прямые предки  Я.Г.Ухсая  идут  от Семена 2 – Никифор –  Гаврил - Яков

                                                                              от Енея до Ухсая Рис 10


                                                                                                     

 
       Даты жизни  составлены на основе следующих документов:                                                                                                                                             1. По схеме  родословия К.В. Иванова  по линии прабабушки Пртты. (Прчче  - Якунке).
          2.В »Выписке из метрических книг сёл Надеждино, Воздвиженское, Слак-Баш и Кош-Илга Белебеевского уезда» читаем:
 «В декабре 1881 года родилась Варвара. Родители Николай 2 Семенов и Анна Илларионова. Восприемники Ефрем Степанов и девица Иустинья Гаврилова».
23 февраля (8 марта) 1884 года родилась Клавдия. Родители Николай 1-й Семенов и Василисса Васильева.
Семен 1  и Семен 2  своим сыновьям дали имя Николай, поэтому фигурируют Николай 1, дед К.В. Иванова.  Николай 2,  брат Никифора. 
3.24(26) декабря 1908 года умер Никифор Симеонов, 72 лет.  С именем Никифор связана фамилия поэта Якова Гавриловича и его родственников.

от Енея до Ухсая Рис 12



      29 мая 1864 года бракосочетание деревни Слак-Баш государственного крестьянина Никифора Семенова, 23 лет, и  деревни Кош-Илга государственной крестьянки  Феодоры Петровой, 21 года, оба православного вероисповедания. Порученцы Симеон Иванов, Федот Иванов, Григорий Макаров, Илья Васильев, Егор Никитин и Платон Сергеев.      18(20) апреля 868 года родился Федор, Родители Никифор Семё нов и Феодора Петрова. Восприемники Григорий Макаров и Петра Семёнова жена Евдокия Игнатьева.                     Отец поэта Гаврил Никифоров родился в 1869 г., умер в 1940 г.  
4(10) марта 1871 года родилась Дарья. Родители Никифор Семенов и Феодора Петрова. Восприемники Павел Григорьев, и девица Прасковья Петрова.
       В 1878 году родилась Матрена. Родители Никифор Семенов и Феодора Петрова. Восприемники Иван Кузьмин.
10 (11) декабря 1881 года родилась Варвара. Родители Никифор Семенов и Феодора Петрова. Восприемники Павел Федоров и Татьяна Степанова.                                                                                                      
    2(3) апреля 1884 года родилась Мария. Родители Никифор Семёнов и Феодора Петрова. Восприемники Иван Павлов и Матрена Степанова.

                                                                              от Енея до Ухсая Рис 13

        Я.Г. Ухсай об отце Гавриле: «Помню, осенними и зимними вечерами лежу на нарах-полатях, а отец мне рассказывает «преданья старины глубокой». Он не знал грамоты, но язык знал превосходно, со всеми тонкостями. К сожалению, я убедился в этом слишком поздно.
Я ушёл из родного дома четырнадцатилетним подростком, учился, работал, встречи с отцом были  редки и коротки. А сейчас, когда волосы стали седыми, перед тем как сесть за  рабочий  стол, закрываю глаза и стараюсь вспомнить его сочную образцовую речь – ведь он был моим первым  учителем. Часто и без гордости отец вспоминал, что Константин Иванов, его близкий родственник, в каждый свой приезд из Симбирска считал своим долгом встретиться и не спеша побеседовать с ним.
      Отец с моим старшим братом Прокопием выезжали на пашню. Меня они тоже непременно брали с собой «практикантом». 
21 (29) июня 1909 года родилась Ольга. Родители - Гаврил Никифоров и Евдокия Иванова. Восприемники крестьянин Василий Алексеев и крестьянская вдова Ольга Петрова.
23 октября 1914 года родилась Елизавета. Родители - Гаврил Никифоров и Евдокия Иванова. 
      13 (27) ноября 1911 года родился Яков. Родители - Гаврил Никифоров и Евдокия Иванова. Восприемники крестьянин Дмитрий Сидоров и крестьянская девица Матрена Евфимиевна. Отец Гаврил  Никифоров, мать Евдокия Иванова, оба православные. Роды принимала жена Федора  - сына Никифора Семеновича. Яша родился крепышом да в рубашке.
          - О какой крепкий! Он будет старостой села и главой рода Пртты! – воскликнула повитуха, сразу же предсказав на свой лад будущее  только что родившемуся ребенку.
       Это было менее четырёх лет до смерти К.В. Иванова. Повивальная баба не ошиблась: хотя Яков старостой села не стал, - были не те времена, но он  более 50 лет был главой рода Пртты, достойным преемником К.В. Иванова, прославившим землю Слакбаша, родной язык, родную культуру.
        Крестил Якова 27 ноября священник Михайло-Архангельской церкви села Слакбаш  Афанасий Иосифович Виноградов в присутствии псаломщика – диакона Данила Тарасовича Тарасова. 
Крёстный отец Я.Г. Никифорова  - Дмитрий Сидоров – брат Герасима – отца  учителя и краеведа Гурия Герасимовича Макарова. Сидор Николаевич Макаров происходил из известного в Слакбаше рода Сюсмет, имеющего близкие родственные связи с родом Пртты, о чём свидетельствуют данные, содержащиеся в метрических книгах Воздвиженки и Слакбаша (церковь в Слакбаше освящена 11 января 1892 г.).

                                                     
                   от Енея до Ухсая Рис 14

                                         
         В 1939 году Яков Ухсай женился. Его избранница известна нам как прозаик  Мария Ухсай. В их семье родилось трое детей, но старший сын Константин умер в раннем детстве из-за болезни. Родители вырастили и дали образование двум дочерям – Ольге и Елене. В 1969 году его супруга трагически погибла.                                                                                                            
     Самобытный природный талант, помноженный на труд до седьмого пота,  и позволили ему стать народным поэтом Чувашии, лауреатом  Государственной премии РСФСР имени А.М. Горького, лауреатом Государственной премии Чувашской АССР им.К.В. Иванова. По крупицам собранный талант К.В. Иванова и Я.Г.Ухсая, переданный от поколения к поколению, способен радовать и удивлять нас и в наши дни.

                от Енея до Ухсая Рис 15     

      В честь 105-летия со дня рождения Марии Ухсай, поэта, драматурга, жены  выдающегося писателя Якова Ухсая, в Чебоксарах открылась мемориальная доска. Плита установлена на стене дома 14 по проспекту Ленина, где Мария Ухсай прожила с 1959 по 1969 годы.
Мемориальную доску открыла дочь двух чувашских писателей Ольга Ухсай вместе с поэтом Юрием Семендером и писателем Сергеем Павловым.
                    Елена Яковлевна Ухсай – младшая дочь писательской четы: М. Д. Ухсай и Я. Г. Ухсая. Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Работала в издательстве «Художественная литература» литературным редактором, затем в журнале «Новые фильмы» редактором - рецензентом. Сотрудничала с издательскими домами «АСТ», «Роспэн» и др. Занималась переводами, редактированием, изучением и литературной обработкой фольклора. Подготовила к печати серию лубочных сказок, хранящихся в фондах Государственного исторического музея. Работала на студии «Пифагор»  (телеканал «Культура»). Вместе с мужем – известным ученым А. Левандовским – воспитала сына и дочь.
           
       Проживает в Москве. Делом своей жизни считает изучение творческого и духовного наследия отца, народного поэта Чувашии Я. Г. Ухсая. Готовит его научную биографию. Не теряет связи с Чувашией, часто бывает на родине отца в Башкирии. Выписывает чувашские периодические издания «Тăван Ăтăл», «Урал сасси» и др. Интересуется литературной жизнью республики и диаспоры, ратует за сохранение и развитие добрых начал, заложенных старшим поколением писателей, в целом за преемственность, вдумчивое изучение, поддержку и развитие национальной культуры. Имеет десятки публикаций. Составитель уникального сборника «Я. Г. Ухсай в воспоминаниях современников» (2005).

                                          Мелания НИКИФОРОВА.
Республика Башкортостан,
дер.Кекен-Васильевка.
2016 год.

Количество показов: 22279
Короткая ссылка на новость: https://skolniki-eu.ru/~MVzVP










Лабиринты со словом-паролем
(в каждом полёте пароль свой)



Найдите 5 отличий!















     



      







Hits
12086972
3441

Hosts
1983624
326

Visitors
7554111
547
3